arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Category:

Амброджо Лоренцетти Принесение во храм

В продолжение разговора  с thagastan о системе линейной перспективы и ее ошметках и ее применении в XIV и XV веках то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет...

На сороковой день после рождения Иисуса телепортом из Египта принесли в Иерусалимский храм, где за него принесли в жертву двух голубей и где его записали в список евреев.

Иисуса на картине легко узнать по красной одежде и пальцу во рту:

На руках его держит Симеон Бороприимец, рядом Анна Пророчица. Слева родители ребенка и две служанки Марии ("и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов"). В центре первосвященник передает голубей резнику - зарезать. Лицо за колоннами мне не известно.

XIV век - это финал и расцвет готики как стиля живописи. В рамках стиля картины достигли предела выразительности и достоверности. Почти абсолюта, конечно. То, что я иной раз небрежно называю готикой в XV веке, правильно называть интернациональная готика ("Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса." - Википедия. Убивать! Убивать! Жестоко убивать!). И она-то по выразительности готике XIV века сильно уступает. Готика XIV века не знает системы линейной перспективы - таков закон жанра. Но изображение пола смущает. Неужели перспектива тут есть? Все в порядке, нету:

Плитки пола фокусируются на уровне колен участников, что немного странно. Но такое, конечно, может быть. Хуже с остальными линиями. Плитки с краю не фокусируются, хотя, по идее, должны. Ряды окон и украшения на стенах тоже должны - это линии, в реальности параллельные взгляду. Уже хорошо, что они пересекаются...

Система линейной перспективы отличается от готического пространства тем, что определенным математическим преобразованиям подвергаются все размеры всех предметов и всего, что находится на картине. (Если вдруг случается в картине два и более фокуса, говорить о линейной перспективе следует очень с оговорками) Если это не так, то и линейной перспективы нет. Как в нашем случае, примерно. Википедия утверждает, что перспектива тут есть - у них, наверное, другой формы линейка (Убивать! Убивать! Убивать!).

Но возникает закономерный вопрос - зачем? Зачем нужно было так искажать пол - мы же знаем, что плитки на полу квадратные? Зачем же на картине они формы трапеции?

Легко! Это нужно для того, чтобы развернуть как в театре участников к зрителю. На самом деле они стоят практически в две шеренги напротив друг друга, но если смотреть на них сбоку, как сейчас, то стоящих ближе к алтарю будет почти не видно. Поэтому автор растянул пол в стороны. От этого все здание приобрело странную форму - обратите внимание на боковые пристройки. (Первое правило роботехники - каждое странное искажение нужно зачем-то, так как нет общей системы проецирования 3D предметов на плоскость.) Зато всех стало видно.

P.S. Обратите внимание на роспись под потолком храма...
Tags: Италия до Ренессанса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments