Top.Mail.Ru
? ?
arabena
Мастер алтаря Гросси. Мадонна Гросси.  
25th-Jul-2021 01:18 am
От исторического консультанта fvl1_01^ Тот случай когда совершенно не знаешь что писать в заголовке.
Сегодняшняя картина есть тайна обернутая в загадку. Где неизвестно буквально всё.
С одной стороны - автор неизвестен (и называют его мастером алтаря Гросси, именно по этой, самой известной его работе), с другой стороны искуствоведы практически убеждены, что автора звали Джованни Антонио Бацци, но так же есть еще минимум два претендента (или это один и тот же человек с монашеским и светским именем - тут все запутано) на авторство этой картины причем все версии вполне обоснованны.

Проблемы даже с названием. В италоязычном мире картина называется "pala Grossi" -  алтарь Гросси (Гросси фамилия коллекционера, дого владевшего картиной) - но это ведь не алтарь, хотя возможно холст был вырезан из большого алтаря. А может и нет - ибо в 18м веке когда описывали эту картину утверждалось, что это часть хоругви, для торжественного ношения во время церковных процессий.

Это безусловно образ Мадонны со святыми - но по поводу персоналий святых то же идут баталии - если со святым Себастьяном все понятно - эк ему в шею стрела попала, то аттрибуция одного из святых вызывает просто  местнические споры - патриоты города Модены считают, что на картине изображен святой Омобоно, очень почитаемый в Модене. А все остальные считают, что это просто Иоаким, отец Девы Марии.

Вот такое вот неоднозначное полотно - темперой на холсте.



Святые вокруг Мадонны - слева направо: Себастьян, Иоаким (или Омобоно), Анна (она с кроликом), Клара (Кьяра) Ассизская (маленькая фигурка, но ее не надо путать с донатором) и Франциск (ему особенно не повезло при обрезании холста).

Между 1475 и 1500гг

Городской музей искусств коммуны Модена. https://www.comune.modena.it/salastampa/archivio-comunicati-stampa/2013/2/musei-civici-lenigma-rinascimentale-della-pala-grossi 
Comments 
25th-Jul-2021 06:49 am (UTC)
вообще-то он, конечно, Гомобон, и особенно почитается в Кремоне, где родился, жил и умер (а тут https://b8.eu.icdn.ru/j/jjjmindless/4/59072794IaH.jpg его образ из Вероны работы Карото)
характерной чертой иконографии Гомобона, помимо тюрбана или шапки, является кошель с деньгами или золотой шар в руке - символ бессребреника
является покровителем текстильщиков (а заодно портных - по мастерским, которыми владел) и промышленников вообще
в булле папы Иннокентия III от 12 января 1199 года (через год после смерти) назван "отцом бедняков", "утешителем притесняемых", "усердным в вечной молитве" и т.д.

парный к Анне, конечно, Иоаким, тут и вопросов быть не может
посох, опять же
но кошель смущает

а на гонфалон (не хоругвь!) очень похоже
25th-Jul-2021 12:06 pm (UTC)
Ну тут еще от местных говоров зависит — Гомобон или Омобоно...

Но в Модене его тож почитается — как святой покровитель. Так что для моденцев он свой.

И да — с одной стороны Иоаким неизбежно парен Анне, с другой кошель (похожий на патронную сумку 19 века :) — слишком напоминает Омобоно.

И да — версия что это был именно гонфалон — хоругвь нравится мне больше чем версия что это алтарная живопись или часть алтаря — алтарные образы с такой композицией были — но как большая редкость особенно если мы про 1470-80, а не про 1490-1500. И тут мы натыкаемся еще на проблему с датой сей картины.
25th-Jul-2021 12:37 pm (UTC)
а в чем проблема с композицией? алтарь Монтефельтро, к примеру - начало 1470-х, алтарь Сан-Кассиано - 1475, а так есть даже у Джентиле да Фабриано
или нужны именно Иоаким и Анна? тогда навскидку Виварини https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/Accademia_-_Madonna_in_trono_con_il_Bambino_tra_i_santi_Anna%2C_Gioachino%2C_Ludovico_da_Tolosa%2C_Antoinio_da_Padova%2C_Francesco_et_Bernardino_da_Siena_-_Alvise_Vivarini_Cat607.jpg/1024px-thumbnail.jpg (не помню, есть ли они у Пьеро)

как раз наоборот, я бы шел от техники: гонфалоны писались на холсте темперой
другой вопрос, что гонфалоны все-таки обычно посвящались одному святому - но тут и праздник может быть какой, типа зачатие Божьей Матери (как раз для Иоакима с Анной), и какой-то конкретный монастырь (на что наводят францисканские святые - в Модене как раз такой есть)
27th-Jul-2021 09:32 am (UTC)
вы полностью правы насчет композиции — просто я забыл. Спасибо.

А вот гонфалон да — по технике самое то.

Рискну предположить что ваша версия что это гонфалон конкретного монастыря или даже может быть городской оббщины мирских братьев при монастыре — самая верная.

Кстати да — община мирских братьев — тут и штатные к празднику, и намек что Иоаким он же Омобоно — мы же Моденцы!!!

This page was loaded Apr 21st 2024, 7:29 am GMT.