arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Нероччо де Ланди Клавдия Квинта


Похожа на какую-то святую из наборного алтаря. Еще времен Римской империи, судя по имени. Судя по имени, отца Ивана Ивановича звали Иван этой дамы звали Клавдий, а дочерей у него было не меньше пяти.

Википедия поможет исправить эту ошибку - Клавдия Квинта жила за двести лет до рождения Христа.

В конце Второй Пунической войны в Риме появился культ Кибелы, и посвященный богине камень (на картине он заменен статуей Великой Матери) был торжественно привезен в Рим. По дороге, в порту Остия в устье Тибра, где заносы русла песком были постоянной проблемой, корабль со священным артефактом сел на мель. Его как раз собрались встретить все женщины города в праздничных одеждах, а тут такой конфуз. Поговаривали, что Клавдия Квинта была не очень высоко моральной женщиной, не достойной быть матроной благородного семейства. В доказательство своей чистоты Клавдия сдвинула корабль с мели... И все согласились, что она очень почтенная женщина, достойная всяческого уважения. И даже воздвигли ей статую.

Кстати, на алтаре Великой Матери изображен этот сюжет:

И тоже изображена статуя вместо камня, в котором подозревают метеорит.

Клавдия Квинта изображена как христианская святая. У нее в руках ее атрибут - не символ мучений, к корабль со статуей, поясняющий, чем она прославилась. За спиной фрагмент жития - у Марии Магдалины, которую нарисовал Лука Синьорелли, таким фрагментом было заглядывание в пустой Гроб Господень. Она стоит на постаменте - ей же воздвигли статую. Но странно как-то стоит.

Я, конечно, сочувствую исследователям советского периода, вынужденным делать заключения по небольшим коллекциям нашей страны и плохим репродукциям и малым разрешением и неверной цветопередачей. Сейчас, когда многие произведения выложены в таком качестве, что видно вплоть до молекул краски, а картинки на заданную тему можно найти в гугле одним нажатием кнопки... ну, не одним... ну... за вечер можно найти все не выходя из дома - выяснить, почему постамент находится позади Клавдии, а она висит и не падает, довольно просто.

Она или стоит в красивой античной позе, но тогда она стоит на воздухе, а постамент уехал назад (что-то из времен советских комбинированных съемок), или стоит на са-амом краешке зачем-то.

Со вторым "или" все просто. Достаточно найти много примеров святых, изображенных в полный рост в аналогичной композиции. Почти все они ногой, складкой одежды, локтем, как Мария Магдалина Кривелли, выступают за границу подножия. Святой Флориан Франческо дель Коссы тому пример.

Но зачем она так сильно выступает за границы постамента? Для ответа на этот вопрос даже гугл не понадобится. Клавдия Квинта не христианская святая. Но у нее есть отмазка - в местности, где она жила, еще лет двести пятьдесят не будет христианства. Однако это не мешает ей быть благородной и непорочной женщиной. По совести (современной совести) следовало изобразить ее в окружении символов ее религии и с их помощью показать, что она угодна своим богам. Но именно этого автор показывать и не хотел. Он хотел показать, что Клавдия угодна христианскому богу. Она не смотрит ни на корабль в руке, ни на корабль сбоку, и на языческом постаменте тоже, в общем, не стоит.
Tags: Античный герой, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment