arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Лоренцо Лотто Крышка от портрета епископа Бернардо де Росси

или аллегория.

Некоторые портреты имели крышки - закрывающие створки на манер складней. А на крышке тоже было что-нибудь нарисовано. Вчерашний портрет

Лоренцо Лотто.jpg

имел вот такую крышку:



На ней нарисовано что-то про епископа, изображенного на портрете. Про то, что он весь из себя прекрасный. (Или не про это)

В центре сломанное дерево с новой ветвью - про смерть и возрождение. Наш герой епископ, это очень по-христиански.

Справа, то есть по левую руку от героя - сатир с бухлом. В трехгорлой ойнохойе вино, в гидрии - вода. По идее, эти жидкости нужно смешивать. Но в чаше только вино. А сосуд для смешивания вина с водой сатир, кажется, использует, чтобы спать. Позади сатира в море тонет корабль. Все плохо.

Но по правую руку - все хорошее против всего плохого слева. К дереву привязан герб нашего героя. Под ним милый мальчик, не ангелочек, но близко, раскладывает инструменты семи свободных искусств. В смысле, мне хотелось бы, чтобы удалось собрать этих предметов семь свободных искусств. Но предметов двенадцать. Грамматика и логика представлены книжечками, риторику не вижу. Арифметику не вижу, геометрия - треугольник и циркули, музыка - флейты, астрономия - допустим, бесформенный желтый треугольник - это квадрант.

Короче, хотелось бы, но есть сложности. Возможно, епископ особо любил какие-то из искусств, а с арифметикой не дружил какие-то не очень. А хотелось про свободные искусства потому, что мальчик сильно слева, поднявшийся к свету до вершины извергающегося Везувия, как мне кажется, сделал это с помощью семи крыльев. Через тернии, как видете, поднялся.

Дальше море символов и неизвестных контекстов сомкнулось над моей головой. Не забываем, что изображаемый епископ был жив, и если крышка была картинкой про него, то и себя он мог видеть каким угодно, и контексты, ходившие внутри очень узкого круга его знакомых могли использоваться.

Напоследок обратим внимание на то, как расставлены акценты на предметах, имеющих символический смысл. То есть на всех предметах. И это отличается от задних планов многих картин, где неизвестные люди в чалмах бредут или едут конные по кривым горным дорогам, стоят, сидят, отдыхают, что-то грузят - но без акцентов вообще.

PS Национальная галерея, Вашингтон, 1505.
https://www.nga.gov/collection/art-object-page.297.html#provenance

PPS Картинка про яйца завтра.
Tags: Аллегория, Ренессансные картины, Странное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments