arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Паоло Уччелло Всемирный потоп

Назвалась груздем, а в кузов-то не влезаю. Но как-нибудь помаленечку...



Итак, перед нами изображение всемирного потопа. Всюду плавают люди и трупы, человек в тазу и дама на коне. И все дерутся. И молния бьет в дерево. И ураган. И две стены в заклепках... То есть все животные таки в один не поместились, и динозавры плыли как раз на том, который не достиг Арарата. И трилобиты, кстати... И линейная перспектива царит над этим хаосом.

А теперь серьезно. Так как картина - это рассказ, нет большой беды, что некоторые объекты и персонажи встречаются в нем несколько раз.

Стена в заклепках - это Ковчег. Слева он отплывает, и люди пытаются его взломать и пробраться внутрь. Справа буря закончилась, из Ковчега высунулся Ной и выпустил голубя. Он и ворона выпустил - он внизу у передней стенки клюет падаль.

з

На первом плане - люди, с намеком на современность. Погибнут и те, кто с дубиной, и те, кто робко стучится в Ковчег, и дама, и полный достоинства мужчина средних лет. И младенцы тоже.

А теперь про линейную перспективу. Вы поверили, что она тут есть?



То есть сходящийся вдали коридор есть, а фокуса нет. Но при этом интуитивно понятно, где он должен быть. Но его там нет.

То есть идея линейной перспективы для Уччелло не нова, хотя до этого ее никто или почти никто не рисовал, но все очень хорошо знают, что это такое. Тут мне в комментариях подсказывают, что Брунеллески еще раньше изобразил вот это:



Это чертеж. Он выполняет другую функцию, чем фреска в храме или панель на стене, и на нем нет людей и травы. В чертежах перспектива уместна, прекрасна, и всякий, у кого есть линейка, может научиться ее чертить. Это полезно - за это платят.

И к чертежу другие требования. Он все-таки должен быть начерчен. Но никто не будет ползать с линейкой по стене и проверять, где там на фреске сходятся линии, если в принципе достоверность картинки не вызывает сомнений. И пока большая нужда не заставила художников таки сводить линии, они и не сходились.

Что не помешало Уччелло использовать перспективу для создания эффекта катастрофы и необратимости происходящего.

PS Церковь Санта-Мария-Новелла, 1446-1448.
Tags: Библейский сюжет, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments