arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Андреа Мантенья Триумф Цезаря панели 7 и 8

Повествование работы Мантеньи о идеальном триумфе идеального римлянина плавно близится к финалу. Увы я отстаю от от графика - в чем мне немало помог наш добрый квартирный провайдер. В доме ремонт и они опять порвали кабелЯ, а чинить в субботу и воскресенье обычно очень влом. В общем все как всегда.

Седьмая картина проста - на ней пленники. Опять не обойдусь без цитаты из Плутарха про триумф Эмилия Павла (цитату же про гальский триумф Цезаря попробуйте найти сами, кому как, а по мне с своим плеником в этом триумфе Цезарь поступил мягко говоря по свински, то есть казнь врага во время триумфа конечно римский обычай, но как то все же не по людски в данном конкретном случае... спойлерить не буду, читайте).

А там, чуть позади колесницы, вели уже и царских детей в  окружении
целой  толпы  воспитателей,  учителей  и   наставников,   которые   плакали,
простирали к зрителям руки и учили детей тоже молить о сострадании. Но дети,
- двое мальчиков и девочка, -  по  нежному  своему  возрасту  еще  не  могли
постигнуть всей тяжести и глубины своих бедствий. Тем  большую  жалость  они
вызывали простодушным неведением свершившихся перемен,  так  что  на  самого
Персея почти никто  уже  и  не  смотрел  -  столь  велико  было  сочувствие,
приковавшее взоры римлян к малюткам. Многие не в силах были сдержать  слезы,
и у всех это зрелище вызвало смешанное чувство  радости  и  скорби,  которое
длилось, пока дети не исчезли из вида.
     34. Позади детей и их прислужников шел сам  царь  в  темном  гиматии  и
македонских башмаках; под бременем обрушившегося  на  него  горя  он  словно
лишился рассудка  и  изумленно  озирался,  ничего  толком  не  понимая.  Его
сопровождали друзья и близкие; их лица были искажены печалью, они плакали  и
не спускали с Персея глаз, всем своим видом свидетельствуя, что скорбят лишь
о его судьбе, о своей же не думают и не заботятся.  Царь  посылал  к  Эмилию
просить, чтобы его избавили от участия в  триумфальной  процессии.  Но  тот,
по-видимому, насмехаясь над его малодушием и  чрезмерной  любовью  к  жизни,
ответил: "В чем же дело? Это и прежде зависело от него, да и  теперь  ни  от
кого иного не зависит - стоит ему только пожелать!.." Эмилий  недвусмысленно
намекал, что позору следует предпочесть смерть,  но  на  это  несчастный  не
решился, теша себя какими-то непонятными надеждами, и вот -  стал  частью  у
него же взятой добычи.




Ну собственно все на картине есть - и малютки, и даже государственная римская тюрьма ( Carcer ) - где содержались пленники до триумфа, после него и производились казни пленников, если они входили в программу торжеств.







На восьмой картине у нас как считают искуствоведы изображены музыканты. Хммм - ну музыка там точно есть, правда держат они эти трубы весьма необычно. Но куда больше в глаза бросаются - бюсты. Это те самые - "имаги", портреты предков и знаменитых личностей.  В позднем императорском риме появится даже солдатская должность - имагинифер - знаменосец, что несет не знамя а портрет императора или другого знаменитого лица, покровителя данной воинской части. Нечто подобное и видим у Мантеньи:




Правда интересно - большая часть "имаги" на картине - женские портреты с короной (венцом) из башен и городских стен. Кто же эта незнакомка - скажете Венера? Предок Юлиев как никак - нет, не она. Кибела (а у Мантеньи есть римская картина про Кибелу) - так же нет, еще рано, у нас пока Цезарь на дворе. Рома? Богиня покровительница Рима - да было время когда ее рисовали в короне из городских стен - но и это позднее и редко - чаще хватало просто обычного шлема.

Так кто же это - а это Фортуна. Да да - Фортуна покровительница:

Вот собственно - статуя греческая, копия римская - Тюхе, она же судьба, она же Фортуна:




Это Судьба Антиохийская - и да да из музея Ватикана. В общем Андреа Мантенья Рим знал. Ой знал, не все студенты так сейчас знают, как он знал...

Коллекция королевской семьи Великобритании, дворец Хемптон Корт https://www.hrp.org.uk/hampton-court-palace/explore/mantegna-gallery/
 
предположительная дата создания всего цикла 1484-1506гг.
Tags: Античный сюжет, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments