arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Фра Анджелико Дарохранительница

Вчера я вечерком прилегла на минуточку, проснулась, а уже сегодня. Поэтому эта картинка будет за вчера.



Эта картинка интересна двумя вещами. Во-первых, кажется, что на ней изображено нечно, с выпуклостью в середине. Это мираж. На самом деле там ниша. В Эрмитаже на прошлой неделе я увидела ее живьем и лично убедилась - это не капсула с посланием от пионеров 1922 года пионерам 2017 года, запаянная во всех сторон.

Более того, мы попробовали ее сфотографировать, но... получилось тоже послание от пионеров. Мы долго снимали ее с разных ракурсов, но увы. Так что поверьте мне на слово - это ниша.

Второй вопрос - что это, и как этим пользоваться. Я не случайно выложила вчера Мадонну, очень похожую на вот это вот, только это вот без центральной панели и панелек со святыми внизу.
А дальше пусть объясняет fvl1_01, в конце концов, мы на дарохранительницу вместе смотрели в Эрмитаже.

От исторического консультанта fvl1_01: Католические дарохранительницы, то есть богослужебные предметы предназначенные для помещения (и по нужде перемещения) Святых Даров несколько отличаются от кивотов (или как их раньше называли - сионов) православной церкви. Католики прошлого причащали мирян только телом Христовым - облатками (хлебом), а причастие из Чаши кровью Христовой полагалось только католическому духовенству - значит во время службы нет опасности пролить "Кровь Христову" на землю (что являлось страшным грехом и требовало переосвящения храма), облатки же можно положить в компактный футляр (католическая дарохранительница), который можно не ставить вместе с чашей на алтарь а держать в сокрытом от молящихся виде.  Поэтому в Средние века распространился обычай - ставить в храме во время службы Святые Дары в богато украшенную нишу в центре алтаря. А саму нишу прикрывать изображением Мадонны. Это сооружение  должно было символизировать собой Ковчег Завета и называлось Табернакль (tabernaculum шатёр, замечу однокоренное с таверной). До начала XV века табернакль делался как интегрированная и пышная часть алтаря - фактически вся его стенка - вот на картинке флорентийский табернакль  около 1350х годов (кликабельно) - изображение Мадонны - это дверца:



Но постепенно - они стали компактными и настольными - как вот этот работы Фра Анджелико, но все равно во время службы он занимал центральное место на алтаре. Как никак по тогдашним представлениям это место где пребывает сам Иисус, из скромности за дверкой с портретом мамы и себя в детстве.

PS Эрмитаж, 1425-1430.
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29296
Tags: Ангелы, Ренессансные картины, Странное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment