arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Бернардино Фунгаи Великодушие Сципиона

Замечать очевидное - не самая сильная моя сторона - для этого у меня есть товарищи. И вот эти сами товарищи заметили, что я выкладываю картинки в основном на библейские темы. И я задумалась - картинку я выбираю не по ее теме, а по какой-то особенности или детали, которая нравится мне прямо сейчас. Ну, или продолжаю разговор на начатую тему, типа читающих людей или идеальных городов. Но уж точно не обращаю внимание на то, относится ли она к духовной или светской живописи.

А ищу в интернете не по сюжетам, а по авторам.

Результат неутешительный - духовная живопись, свадебно-похоронные портреты ритуального назначения. Идеальные города в отрыве от библейских сюжетов - в меньшинстве.

А где Ренессанс? Ренессанс - это по-русски Возрождение. Возрождение чего? Античности, да? И где тогда античность???!!!

Я порылась и интернете изо всех сил и...

Вот например классический античный сюжет про Сципиона:

Это не групповой портрет всех участников зарубы - тут есть сюжет.

После захвата Нового Карфагена (ныне Картахена) Сципион Старший получил в подарок красавицу девушку. Узнав о том, что эта девушка была невестой, он возвратил ее жениху, а выкуп за нее преподнес молодоженам в качестве свадебного подарка.

Картина такая широкая не случайно - это панель свадебного сундука кассоне (не склоняется). Еще одна панель того же автора про того же героя висит в ГМИИ, я ее потом покажу, там такой сюжет, сва-адебный. А этот ничего, подходит.

Обратите внимание, персонажи внизу подписаны, как это бывает на групповых фотографиях.

Казалось бы, вот отличный античный сюжет, достойный возрождения - его еще Петрарка в своей "Африке" описывает. Но для того, чтобы что-нибудь возродить, нужно это что-нибудь э-э-э... утратить по неосмотрительности. То есть сначала иметь, потом утратить, потом возрождать, и не наоборот.

С "иметь" все просто - этот сюжет многократно описан (интернет любезно подсказывает Тита Ливия) в античных источниках.

А вот с "утратить" вышла неувязочка. В  V веке о Сципионе, как о высоко моральном человеке, который был бы святым, если бы родился попозже, пишет Амвросий Феодосий Макробий. Его цитируют Иоанн Скот Эуригена, Бонавентура, Гуго де Сент-Виктор, Абеляр и многие другие титаны средневекового богословия. С ними соглашались не все, и Сципион так и не стал блаженным*, но ни этот персонаж, ни этот сюжет не были в Средневековье забыты. Более того, они оказались гармонично встроены в культуру, философию и мораль и ни разу не утрачены.

То есть эта картина со средневековым сюжетом. Да и фигуры людей странноваты для 1500-х годов. Они похожи на византийских** святых:

Чем не Сципион? То есть это святой Дмитрий Солунский, нарисованный примерно на сто лет раньше, но не важно.

Вообще Фунгаи умеет рисовать людей. Не Микельанджело, конечно, но на людей они похожи. Здесь же он рисует их с искаженными пропорциями.

Еще раз - Фунгаи рисует картину на тему известного средневекового сюжета в манере средневековых же византийских икон, и это Ренессанс? Подстава это какая-то а не Ренессанс.



*то есть не блаженным, а мужем благочестивым из числа язычников - это специальный статус для тех, кто умер до рождения Христа, но был молодец.
**После падения Константинополя в 1453 году во всех европейских странах было до... очень много греков.
Tags: Античный сюжет, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments