arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Филиппо Липпи старший Благовещение



Полукруглая панель для вставления в как раз вошедший в моду люнет (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82_%28%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%29)

Не буду снова цитировать Байгузину про то, что самое важное в живописи Ренессанса... перспектива!
Отмечу, что и здесь она художнику мешает.

Да, линейная перспектива - это прекрасная система изображения пространства и предметов в нем, но она имеет и недостатки. Например, близкие художнику предметы начинают искажаться*. Вот панели на полу в комнате Марии - мы же понимает, что они прямоугольные и лежат параллельно друг другу. На рисунке они превратились в трапеции. Трапецией стала и сама прямоугольная комната.

Была у меня подруга, которая жила в доме, построенном через жопу таким хитрым образом, что он изгибался как раз в области ее квартиры. И все комнаты были не прямоугольные, а имели форму трапеций. Так хозяева всех гостей спрашивали, не кружится ли у них голова, и были люди, которые находиться в этой квартире не могли.

Но Липпи вписал эту трапецию в полукруг, и образовалось пространство как в комнатке под лестницей. Кто в детстве не прятался там и не мечтал там пожить? Там же так уютно!

Как обычно, Мария и архангел Гавриил находятся в разных пространствах. Гавриил стоит в саду у двери и ждет, когда ему откроют:

Такой вот теплый вечер в саду поздней весной.

Мария же находится на террасе роскошного палаццо.

Судя по всему, фасад этого здания находится с другой стороны, выход в сад сзади. Та часть террасы, где сидит Мария, выходит в сад даже без порога. В той части, что на ступеньку выше, стоит кровать. На ней, вероятно, спит Мария. Но, конечно, не всегда.

Кровать стоит очень неудобно. Всякий, кто будет подниматься или спускаться по лестнице (которая на заднем плане), будет проходить мимо лежащего на кровати. Да и вообще, крайне неудачная мысль спать девушке в проходной комнате.

Но приятный теплый вечер, которым наслаждается архангел Гавриил, обозначает, что день был жарким. В каменных комнатах душно. Поэтому кровать выставили на террасу как можно ближе к выходу, но чтобы не совсем на улице спать.

Если посмотреть на зеркальное отражение картины:

то два пространства внезапно объединяются и герои вот-вот увидят друг друга и начнут разговаривать.

И еще, Бог Отец здесь изображен так:


Эту идею творчески позаимствовал, то есть процитировал, то есть... Марк Шагал:


Второй бонус - голубь - символ Святого Духа:

Траектория его полета изображена набором нимбов. По ним можно судить, что голубь сверху снизился к Марии по красивой дуге. Остающиеся за ним нимбы, конечно, аналогичны кругам на воде - со временем увеличиваются в диаметре и рассеиваются. Но скорость их расширения не очень велика относительно скорости голубя. Круги на воде тоже раз в десять медленнее голубя, так что подходит.

Так как эта панель украшала палаццо Медичи-Риккарди, то этот пост снова является рекламой танцевального вечера Лоренцо Медичи http://vk.com/vecher_medichi.
Покупайте наших слонов!


*На самом деле не они начинают искажаться, а... все сложно. Поэтому снова отсылаю всех к Раушенбаху Б.В.
Tags: Библейский сюжет, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments