
Я в силу ряда причин не очень люблю сцены насилия. Ну, то есть в кино люблю, а на картинке в деталях рассматривать - нет. То ли зеркальные нейроны не дают, то ли хватило мне пиздеца в реальной жизни. Порно со святым Себастьяном не в счет, конечно.
Но эта картинка не про насилие. С первого взгляда можно даже распятие и не найти. В точке фокуса должны быть постройки, за которыми поля, поля, они и занимают основную площадь картины, но впереди почему-то стоит столб. Будь художник фотографом, даже не фотографом, а мной, у него были бы проблемы - мыльница либо фокусируется на столбе, и тогда все остальное получается не резко, либо, если извернуться, размытым будет столб.
Если посмотреть вдоль столба, на его конце обнаружится распятие...
Но посмотрим вниз, на людей, которые сидят под ним. Это Мария и апостол Иоанн. Апостола Иоанна вы можете узнать по черному ботинку, и есть в этой фигуре что-то очень брейгелевское. Если бы герои Брейгеля умели смотреть в небо, они бы так и выглядели.
Мария и позой, и всем видом напоминает самурая. У Мессины это уже вторая картина, где Мадонна напоминает самурая (http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/possibly-by-antonello-da-messina-the-virgin-and-child).
Под крестом, на котором распят Иисус, часто изображают череп Адама. Он или лежит у подножья, или находится под землей. Вам не кажется, что на этой картинке с черепами что-то не так. С их количеством, например... Я понимаю, что мир людей, живых и мертвых, с широких полей сходится клином к кресту Иисуса, но выглядит это, как будто людоеды пообедали.
PS Лондонская национальная галерея, 1475 год.
http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/antonello-da-messina-christ-crucified