arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Category:

Джованни Беллини Озерная Мадонна еще раз

Благодаря дельним замечаниям и предложениям klavdivsа (см комментарии к прошлому посту про Беллини), мы немножко приблизились к пониманию того, что за хрень тут нарисована. Тут я попробую изложить получившееся более внятно.

Беллини перемудрил (это глагол) с образами а аллегориями, поэтому картина потеряла целостность. Все персонажи кажутся одиноко гуляющими в парке у озера и игнорирующими дург друга. То есть как-то они взаимодействуют, но все сложно.

Рассмотрим эти три фигуры:

Качество репродукции оставляет желать лучшего, увы.
Поэтому некоторые детали пришлось угадывать по косвенным признакам.

Начнем с того, кто этот мужчина?
И что он делает?
Беседует с Мадонной?
Нападает на нее?
Нападает на девушку в короне?
Защищает девушку в короне?
От кого?
И что у него в левой руке?

Будь у нас скан с нормальным разрешением, мы бы сразу разглядели, что это за предмет. А так пришлось играть в угадайку.
Для начала я выяснила, какого он приблизительно размера и формы. Мужчина держит предмет в руке, следовательно, о его размере можно судить по соотношению с этой рукой. Чтобы перевести результат в сантиметры, я использовала имеющуюся мужчкую руку за соседним компом и линейку. У меня получилось что этот предмет - цилиндр около 4 см в диаметре и 20-25 см длиной.

Это похоже на пенал (от paenula) для хранения папирусного свитка, которые, кстати, были трех стандартных ширин - 17, 19 и 25 см. 25 см. самый дорогой, конечно.

Папирус большего размера назывался кхарта (charta), откуда получились слова карта и хартия. Он уже склеивался из листов и не скручивался в трубочку.

Теперь меч. Предположение об прямщаз агрессивных действиях мужчины нас никуда не привело, и я предположила, что меч это атрибут, такой же, как и свиток.

Соберем все видимые признаки вместе - борода, античные одежды, меч, свиток. Не хватает ключей, но у него уже заняты обе руки, а пояса не видно за оградкой. Это очень похоже а апостола Петра, который единственный из апостолов применил оружие по назначению для защиты Христа во время ареста последнего. Но Иисус попросил Петра отложить меч, видимо поэтому Петр с мечом почти никогда не изображается.

Чаще с мечом рисуют Павла чтобы никто не догадался по тому, как он был казнен. Вот например (это Карло Кривелли нарисовал):

Меч в руках  у Павла. Но, в отличие от персонажа Беллини, он держит меч острием вниз и как аксессуар.

Петра изображают с мечом в сцене ареста Христа (Это Фра Анджелико):


Ночь, копья, дубины, факелы, поножовщина - это как всегда гениальный Джотто:

Петра сразу не разглядеть в толпе, но он слева.

И вот Бургундия - ребята, кажется, увлеклись:

И меч Петра поднят, как и в нашем случае.

С 1302 года атрибутами Папы Римского являются два меча. Первый меч апостола Павла - символ духовной силы, второй апостола Петра - символ светской власти.
В данном случае меч светской власти противопоставлен и допоняет духовное заступничество Мадонны.

А вот традиция изображать апостола Петра со свитком - восточная. И очень там популярная:

Чтобы отличать Петра от Павла они подписаны в руках Павла внушительный том всего им написанного, а у Петра свиток - он написал немного. В переводе на русский получилось менее 9,5 тыс. знаков без пробелов.

Если Петр изображается один, он тоже может быть со свитком:

Не хочу ехидничать про кулек с семечками, но не могу удержаться...

Итак, Мадонна обещает девушке в короне небесное покровительство, а апостол Петр - физическую защиту.
Скорее всего, девушка в короне - аллегория христианской церкви.
Что-то типа этого:


Или вот Конрад Виц:


Не могу сказать, что эта трактовка фрагмента картины Беллини единственно верная, но она хоть что-то объясняет.
Tags: Подумать о Ренессансе, Странное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments