В общем, картинка за вчера:
Цветопередача странная, разрешение небольшое, но это фреска, ее в сканер не засунешь.
Вот же ж каждый раз, когда я мучительно устаю, простые картинки почему-то прячутся, а остаются только непростые, требующие вдумчивого анализа. Вот, например, эта фреска. Вроде бы композиция ее предполагает линейную перспективу, но ее здесь нет. Есть тоннель, уходящий вдаль, есть симметричное обрамление этого тоннеля, даже людей пришлось расставить нарочито несимметрично, чтобы пропало ощущение искусственности. А перспективы нет.
Перспективы нет, линии не фокусируются, но зачем-то ясли стремительно убывают по ширине вдоль линии взгляда. И стены коровника. И расположены эти стены вдоль линии взгляда, чтобы удобнее было убывать. То есть мы говорим о линейной перспективе?
Для того, чтобы линии, идущие в реальности параллельно взгляду, на картине сошлись в точку, их нужно начертить. Определиться, где будет точка фокуса, взять линейку и как на черчении - у меня оно в школе еще было, последний год, потом его отменили.
А фра Анджелико на начертил, а нарисовал линейную перспективу, если вы понимаете, о чем я. Эта фреска написала в начале 1440-х, поэтому я посмотрела в своем каталоге уже выложенного, что примерно в это время рисовали другие авторы. И обнаружила, что Липпи, Строцци и прочие в это время рисовали примерно то же самое - подобие линейной перспективы. И это не помешало некоторым из них потом точно рисовать в системе линейной перспективы. Потом - это лет через десять-двадцать, когда Константинополь уронили.
PS Монастырь Сан Марко, Флоренция, 1440-1441.