arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Category:

Мастер Оссерванца Месса Святого Антония


Сюжет этой картины нам неизвестен. Святой Антоний был очень популярен в XV веке, и его биография, помимо канонического жития, обросла множеством историй, разных в разных местностях.

Но в целом понятно, что святой Антоний присутствует на мессе в правом приделе церкви, а также одновременно молится у центрального алтаря.

Лично меня сразу насторожил пол этого собора. Он впереди выгибается волной, и черные квадратики нарисованы неровными.

Может быть, автор не умеет пользоваться линейкой? Нет, розовые квадратики - они не очень хорошо видны и сливаются с белыми - ровные. Более того, уменьшаются вдаль, согласно законам линейной перспективы (пользуюсь случаем передать привет Байгузиной).

То, что черные квадратики кривые, маскирует их уменьшение. А зачем его маскировать?
Если мы в таком соборе посмотрим себе под ноги, то на некотором расстоянии вокруг увидим квадратики одинакового размера. Если мы их сфотографируем, то их расколбасит по законам линейной перспективы, как у Липпи:

Но наш мозг знает, что они одинакового размера и мы увидим их одинаковыми*.

Черные квадратики из-за своей формы кажутся не очень отличающимися по размеру, поэтому получается и вашим и нашим. Перспектива вроде есть, а вроде и нет.

А наш мозг привык, что на картине она скорее есть, значит, квадратики одинакового размера находятся на одинаковом расстоянии от зрителя, поэтому пол начинает немного выгибаться. Немного - они все-таки не одинаковые.

Мы знаем даже приблизительный рост вышеупомянутого зрителя:

Итак, кажется, перспектива тут есть, но не тут-то было. Если вы попробуете сфотографировать интерьер с этого места, окажется, что прекрасная большая луна в полнеба превратилась почти в точку... стоящего впереди изящного юношу раскатало в полкадра правая часть - коридор, ведущий к главному алтарю - сузится.

У Эшера, например, есть изображение узкой улочки старого города:

Как вы понимаете, если сфотографировать это мыльницей, получится совсем не такое изображение.

Это опять связано с тем, что мозг воспринимает предметы нашего мира не только в соответствии с тем, что показывают ему органы чувств, но и с учетом всей информации о них, и в 3D. Фотоаппарат-мыльница же показывает примерно ту картинку, которая спроецировалась на сетчатку глаза. Одного. Поэтому если одноглазый художник стоит неподвижно и строго следует законам линейной перспективы, он будет как мыльница.



*Желающих почитать об этом подробные, написанные блестящим живым языком работы отсылаю к трудам Бориса Викторовича Раушенбаха. Их легко найти в сети, но лучше читать, имея под рукой интернет - в этих изданиях не очень хорошие картинки. Для математиков в конце одной из книг - бонус.
Tags: Ренессансные картины, Сюжет про святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments