arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Categories:

Пьеро делла Франческа Мадонна младенцем и двумя ангелами


С Рождеством нас всех, товарищи! Даже если вы его отпраздновали две недели назад по новому стилю.

Эта картина висит сейчас в ГМИИ в Москве, и в него чудовищная очередь. Я успела отморозить себе все, пока в ней стояла, а внутри оказалось, что картина этого автора только одна, отличная ее репродукция висит на фасаде музея и я ею любовалась все два часа, пока стояла в очереди.

Но как всегда, самое интересное открылось мне не в музее, а когда я с кружечкой Терафлю сидела уже дома.
Похоже на семейный портрет на фоне ковра кухни домашнего интерьера. Удивительно домашний для пафосного Ренессанса.

Но бросается в глаза ассимметрия лица Мадонны. Попробуем провести линию раздела вдоль носа через середину губ и посмотреть, что получается.

Очевидно, что эти половинки освещены по-разному. Изображенное на них происходит в разное время и, кажется, в разных местах.

Да, мне тоже кажется, что архангел Гавриил в водолазном шлеме.
Но кроме шуток, здесь изображено Благовещение. Очень часто в сцене Благовещения Мария изображается в доме, а архангел снаружи или на примыкающей к дому террасе для того, чтобы подчеркнуть приличие происходящего. Здесь архангел стоит в дверях, почти снаружи. Франческа мог бы поставить его еще дальше за дверь, но это нарушило бы общую композицию "семейного портрета" целой картины.


Другое место и время. Архангел Гавриил выполнил свою миссию и удалился. Родился Иисус.

Девушка справа не очень похожа на ангела. У нее не только не видно крыльев, но и есть отчетливая половая принадлежность - она выглядит как девушка и одета в женскую одежду. У ангелов нет пола. Как женщина, она законно присутствует в простанстве Марии.

Она моложе Марии, поэтому не может быть Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя. Скорее всего эта девушка - служанка Марии по имени Саломея (не путать!). Она стоит на фоне полочек с барахлом.

Получается, что два библейских эпизода аккуратно слились в один "семейный портрет". Становится понятно, почему Мария изображена не на фоне стены или фотоугла, как обычно. В сцене Благовещения Марию обычно рисуют на фоне комнаты, и фотоугол не используется. В правой половине картины Мария как раз изображена на фоне монотонной стены.
А все вместе складывается в домашний семейный портрет.

Теперь по мелочам - коралл на шее младенца - популярный защитный амулет от болезней.
Роза в руке мальчика - символ невинности, чистоты и тайны.
Манера рисовать Франческа напоминает Петрова-Водкина, но я не люблю ни Петрова, ни Водкина, поэтому не буду развивать эту мысль.
Tags: Мадонна, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment