С Рождеством нас всех, товарищи! Даже если вы его отпраздновали две недели назад по новому стилю.
Эта картина висит сейчас в ГМИИ в Москве, и в него чудовищная очередь. Я успела отморозить себе все, пока в ней стояла, а внутри оказалось, что картина этого автора только одна, отличная ее репродукция висит на фасаде музея и я ею любовалась все два часа, пока стояла в очереди.
Но как всегда, самое интересное открылось мне не в музее, а когда я с кружечкой Терафлю сидела уже дома.
Похоже на семейный портрет на фоне
Но бросается в глаза ассимметрия лица Мадонны. Попробуем провести линию раздела вдоль носа через середину губ и посмотреть, что получается.
Очевидно, что эти половинки освещены по-разному. Изображенное на них происходит в разное время и, кажется, в разных местах.
Да, мне тоже кажется, что архангел Гавриил в водолазном шлеме.
Но кроме шуток, здесь изображено Благовещение. Очень часто в сцене Благовещения Мария изображается в доме, а архангел снаружи или на примыкающей к дому террасе для того, чтобы подчеркнуть приличие происходящего. Здесь архангел стоит в дверях, почти снаружи. Франческа мог бы поставить его еще дальше за дверь, но это нарушило бы общую композицию "семейного портрета" целой картины.
Другое место и время. Архангел Гавриил выполнил свою миссию и удалился. Родился Иисус.
Девушка справа не очень похожа на ангела. У нее не только не видно крыльев, но и есть отчетливая половая принадлежность - она выглядит как девушка и одета в женскую одежду. У ангелов нет пола. Как женщина, она законно присутствует в простанстве Марии.
Она моложе Марии, поэтому не может быть Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя. Скорее всего эта девушка - служанка Марии по имени Саломея (не путать!). Она стоит на фоне полочек с барахлом.
Получается, что два библейских эпизода аккуратно слились в один "семейный портрет". Становится понятно, почему Мария изображена не на фоне стены или фотоугла, как обычно. В сцене Благовещения Марию обычно рисуют на фоне комнаты, и фотоугол не используется. В правой половине картины Мария как раз изображена на фоне монотонной стены.
А все вместе складывается в домашний семейный портрет.
Теперь по мелочам - коралл на шее младенца - популярный защитный амулет от болезней.
Роза в руке мальчика - символ невинности, чистоты и тайны.
Манера рисовать Франческа напоминает Петрова-Водкина, но я не люблю ни Петрова, ни Водкина, поэтому не буду развивать эту мысль.