arabena (arabena) wrote,
arabena
arabena

Category:

Автор неизвестен Ломбардия Портрет мужчины в античном стиле

Понедельник сегодня не рабочий, но раз уж я решила по понедельникам выкладывать подпотолочные портреты, то не буду отступать от традиции. Просто в этот раз будет многобукв.

В музее Виктории и Альберта хранится еще одна серия таких портретов, они тоже в профиль, половина левые, половина правые, как минимум двух не хватает (хочется думать, что не хватает именно двух). На сайте музея они названы портретами римских императоров. Как уже понятно из заголовка поста, мне бы не хотелось придерживаться этой версии. Мне хочется показать, что это снова доска почета портреты знатных современников, но изображенных в виде римских императоров.

Попробую выкладывать их по одному и аргументировать свою точку зрения по мере появления подтверждений моей теории (они встречаются то тут, то там на разных портретах этой серии).

Начнем с правых портретов, их шесть, вот первый:


Или крупнее:

На этом портрете ничего такого современного нет, но попробуем разобраться, кто тут кому римский император.

Портретов десять, из них шесть правых и четыре левых. Я побуду смелой и предположу (это, увы, нам никогда не проверить и не доказать), что и левых портретов могло быть шесть - чтобы было симметрично. В сумме получается двенадцать. Если бы я рисовала двенадцать портретов римских императоров, то я бы не стала все усложнять. Я бы взяла очень модную книгу "Жизнь двенадцати цезарей" и нарисовала по списку. Может, конечно, и не так, но в любом случае, в Риме было конечное число известных императоров. Про каждого известна биография и нарисованы (изваяны или как-нибудь еще) портреты. Конечно, большинство статуй в XV веке были не известны, но общий план внешности по описанию известен. Для уточнения используются атрибуты - когда рисуют святых, всегда так делают, и проблем узнавания нет. Еще можно подписать красивыми римскими буковками - тоже получается очень антично.

Кроме головных уборов, эти портреты не содержат никаких атрибутов или подписей. Возможно, конечно, каждый уважающий себя ломбардец знал всех цезарей в лицо, но почему тогда сотрудники музея их не опознали? Опознают же портреты по лицу, даже если они не подписаны!

Этот император на портрете очень странно одет банный халат или простыню как в бане же. Если автор срисовывал профиль с римской фрески или статуи, зачем халат? На других портретах простыня увязана по-другому, но тоже не очень понятно, как в этом предлагается ходить. Мне кажется, что человек на портрете завернут в имитацию верхней части античной одежды, для создания иллюзии античности, но не одет в античную одежду.

PS Музей Виктории и Альберта, около 1500 года.
http://collections.vam.ac.uk/item/O130353/profile-bust-of-a-roman-tempera-painting-unknown/
Tags: Мужской портрет, Ренессансные картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments